Отчет о встречи с Павелом Шугуровым
Павел Шугуров, начальник отдела городского дизайна при администрации города Владивостока, приехал в Нижний Новгород и на нас посмотреть, и о себе рассказать. Свою лекцию «Искусство в городских пространствах. Практика» посвятил всем нижегородским художникам, неравнодушным к стрит-арту. В том числе – самым молодым и деятельным.
СПРАВКА
Павел Шугуров - художник, руководитель Мастерской монументального искусства «33+1», начальник отдела городского дизайна при администрации города Владивостока.
1978 - родился во Владивостоке.
1997 - окончил Владивостокское Художественное училище.
2001 – окончил 3 курса Дальневосточной академии искусств.
2006 – окончил Санкт-Петербургскую Художественно-промышленную академию им. Штиглица, кафедра монументальной живописи, открыл Мастерскую «33+1».
С 2010 – работает главным художником в администрации г. Владивостока.
Павел Шугуров - художник, руководитель Мастерской монументального искусства «33+1», начальник отдела городского дизайна при администрации города Владивостока.
1978 - родился во Владивостоке.
1997 - окончил Владивостокское Художественное училище.
2001 – окончил 3 курса Дальневосточной академии искусств.
2006 – окончил Санкт-Петербургскую Художественно-промышленную академию им. Штиглица, кафедра монументальной живописи, открыл Мастерскую «33+1».
С 2010 – работает главным художником в администрации г. Владивостока.
Ван Гог на улице
Мы любим равняться на Европу. Шугуров, в своё время активно путешествовавший за бугром, может сказать с уверенностью: нам до европейского стритарта очень и очень далеко. Художники – талантливые, смелые, самые что ни на есть неформатные, - у нас, конечно, есть. Да вот такого понятия, как «городское искусство», в муниципальном бюджете нет.
- В США, Франции, Германии давно существует такое понятие, как процент на искусство (Percent for Art), - объясняет Павел Шугуров. – Один процент от стоимости строящегося дома направляется на благоустройство уличной среды.
Percent for Art - это когда каждый видит, что его деньги не ушли в песок. Они – вот, в этой стене, в этом уличном «куске искусства». Мозаики, панно, картины, нарисованные краской, появляются в обычных жилых районах. И серый бетон расцветает… потому что кто-то не пожалел денег на «Ван Гога для всех». А художники это взяли и нарисовали.
- У нас есть статья расходов «благоустройство», - говорит Шугуров. – Но когда чиновникам говоришь, что можно серую, потрескавшуюся стену отштукатурить и красиво разрисовать, он тебе объясняет: это не благоустройство. Благоустройство – это просто отштукатуренная, отремонтированная серая стена. И с этим не поспоришь.
Тестирование стен
Опускать руки не стоит, считает художник. Нужно брать терпением, хитростью и упорством. Автор многочисленных персональных выставок и инсталляций, «прозвучавших» в столице, Петербурге и родном Владивостоке проектов, Павел Шугуров в своё время заслужил доверие местных чиновников и стал медленно, но верно приучать их к «искусству на улицах». Оформлять стены, создавать необычные арт-объекты, даже к традиционным праздникам украшать город – по-новому. Конечно, всем не угодишь. К примеру, регулярно опорные сооружения, стены разрисованные краской, перекрашиваются. И каждый год находятся те, кто ими восхищается и кто поносит.
- Одна из многочисленных стен, которые во Владивостоке разрисовала команда художников, была насыщенных, радужных цветов. Кто-то говорил, что стена слишком яркая, что она раздражает глаза и вообще ни по каким нормам не проходит, - рассказывает Шугуров. – В этом году сделали сероватую, блёклую. Народ поутих.
Пока сам не попробуешь, не рискнёшь сделать новый эксперимент с городским обликом – не узнаешь, «идёт» ли ему новый цвет, новый рисунок, новая художественная форма, считает Шугуров. В то же время ждёшь отклика, ответа.
- Молодые художники, граффитчики часто предлагают новые проекты, - рассказывает художник. – Мы обсуждаем концепцию, стоимость, предполагаемый эффект. Если проект «зацепил» кого-то, вызвал реакцию – это замечательно. Люди должны реагировать. А к граффити в его «классическом» виде люди уже привыкли. Тем более, они редко его понимают.
Плата за разницу
К граффитчикам, даже зарекомендовавшим себя, у Шугурова подход особый. Принесли эскиз, по которому художника не узнать, - бракует. Мол, герой «за кадром», человек рисующий, должен быть узнаваемым. Чтобы был, как олимпийский мишка, везде разный, а всё-таки медведь. Так улица и чиновники «воспитывают» Шугурова, а Шугуров - улицу и чиновников.
- Стены во Владике красят каждый год. Потому что делать новые, в бетоне и граните, - это слишком дорого, - говорит художник. - 300 000 рублей на закрашенную стену по сравнению с 5 миллионами на капитальную – разница приличная.
Чиновники ничто не умеют так хорошо, как считать бюджетные деньги. Поэтому за такую разницу они готовы платить.
- На мой взгляд, самый верный путь заручиться поддержкой властей, завоевать её доверие – партизанский, - считает Павел Шугуров. – Ты становишься одним из них и в то же время ведёшь «подрывную» работу. Постепенно люди привыкают к тому, что ты делаешь. Они тебе доверяют и в то же время знают, что всегда увидят нечто особенное, новое. А значит, в своё время «процент на искусство» и у нас пропишут в законе.
Алина РОМАШКИНА.
Источник: http://www.sami-nn.ru/
Фото: http://www.vremyan.ru/