Зачем городу нужны уличные художники?


Теперь в ежемесячной газете "Селедка", есть рубрика посвященная уличному искусству, мы публикуем первую заметку из свежего выпуска газеты:

"Куратор и городской энтузиаст Василий Рагозин рассказывает об уличном искусстве и его месте в жизни города.



Работы: When, АО

Я влюбился в уличное искусство лет пять тому назад. Тогда любая необычная отметка на стене была мне интересна уже самим фактом своего существования. Очень хотелось понять этот художественный язык, разобраться в мотивации авторов, научиться отличать хорошее от плохого. Я не считаю, что мне это удалось в полной мере, но тем не менее стараюсь делиться с другими тем, что получилось понять или узнать на улице. Нам в определенной степени повезло – в Нижнем работает около десятка интересных уличных художников, и каждый сезон дарит одно или два новых имени: Skar, AO, Anvil Rosenkreuz, Stop, Hiro – и многие другие, достойные отдельных выпусков этой колонки. Объект стрит-арта всегда внезапен, он нападает на тебя из-за угла, где еще вчера была скучная серая стена или обгоревшие останки старого дома, он активно вмешивается в твое настроение и пытается играть с ним, вызывает тебя на диалог. Это публичное заявление, сообщение, перенесенное в общественное пользование. В одном случае это может быть декларация собственного существования, выраженная в форме граффити, в другом – глубокие личные переживания, запечатленные в художественной форме, или концептуальный материал, требующий от зрителя внимательного соучастия и размышления. Я часто слышу, что такие художники приватизируют пространство без достаточных оснований. Отчасти это верно, но все-таки кажется, что речь идет не столько о приватизации стен, сколько о заимствовании поверхностей для использования в созидательных целях. Стрит-арт – очень контекстная форма творчества. Граффити или рисунок на стене могут терять свое качество только потому, что находятся не на своем месте. От художника требуется поразительное чувство такта, понимания архитектурного контекста, чтобы его вмешательство в городскую среду было не только эффектным, но и полезным. Поиск места для будущей работы часто отнимает больше времени, чем фактическая реализация замысла. Поэтому я никогда не соглашусь с мнением, что граффитчики и стрит-артисты не любят город. Они любят его по-своему, знают в нем каждый двор и помнят каждую щербину на любимых стенах. Чтобы понять эту любовь, нужно оставить машину на стоянке и попытаться заново его открыть для себя, перемещаясь исключительно пешком или на велосипеде. Уличные художники создают хрупкую творческую ткань. Город часто безжалостно расправляется с результатами их творчества, исходя из собственных эстетических представлений, и чаще всего – вовсе не принимая во внимание художественную ценность работ. Пришла неизвестному чиновнику идея в голову, что никаких крокодилов на мосту не должно быть, и крокодил был уничтожен. Лучше бы пробку там закрасили, честное слово. Стив Ротман, неутомимый исследователь граффити области Залива, рассказывает о том, как благодаря сомнительным усилиям Мохаммада Нуру, главного благоустроителя Сан-Франциско, город лишился дикого пляжа, где долгое время рисовали поколения художников, а взамен не получил ничего, только примитивную серо-зеленую стену. У нас на стадионе «Водник», на долгое время оставленном без должного внимания, возникла уникальная среда уличного искусства. Сейчас задача сохранения этого живого музея под открытым небом даже не выносится на повестку дня. Городская среда – крайне конкурентное место. Новое жилье, парковки, торговые центры безжалостно вытесняют зеленые массивы и историческую малоэтажную застройку. Оставшиеся открытые места заполняются рекламными установками. Рубль – единственно важный инструмент в этой конкурентной войне, оттеснивший на периферию значимости законы и здравый смысл, удобство горожан и заботу об устойчивом развитии города. В этих обстоятельствах очень важно и нужно, чтобы в его среде было много несанкционированного искусства, спонтанного самовыражения, регулируемого естественным отбором и неписаным этическим кодексом. Уличное творчество уже само по себе испытывает значительное конкурентное давление как со стороны других художников, так и со стороны иных претендентов на публичное пространство. Но эти взаимодействия выстраиваются вдоль некоммерческого вектора, главными в них являются художественные качества и человеческие отношения. На мой взгляд, самые интересные вещи будут происходить именно на стыках этих подходов, когда коммерческая активность наконец-то будет учитывать человеческий фактор и служить интересам горожан, а художники научатся заниматься свободным самовыражением, в том числе и в контексте общественно значимой или коммерческой активности. Уже сейчас есть первые шаги, сделанные по этому пути. Например, работа группы художников в детском саду № 117, которая появилась при содействии общественного фонда «Красочное общество» и представляет собой интересный опыт интерпретации сюжетов «Маленького принца» де Сент-Экзюпери. В таких проектах важна работа с авторами, способными показать глубокое художественное чувство предмета, имеющими опыт серьезной внутренней работы над собой. Если об этом не задумываться, то вместо преображения мы получим безвкусное заказное оформительство, уродующее стены хуже детских тэгов. Улица воспитывает не так много ярких художников, и им, безусловно, необходима поддержка. Жителям города также нужно поднимать уровень своих требований к уличным художникам. Чтобы у зрителя была возможность видеть образцы такого искусства, мне удалось провести с друзьями два выставочных проекта – Crosspoint (2010) и Subway (2011). С той же самой целью я иногда устраиваю экскурсии, а теперь буду делиться с вами историями о нижегородском стрит-арте и граффити в «Селедке»."