В свежем выпуске "Селедки", в рубрике посвященной уличному искусству новая статья про Федю Стопа, читайте в продолжении:
Рациональный человек пытается объяснить мотивы любых поступков прагматичными формулами. Однако некоторые явления оказываются плохо пригодными для технического анализа, и тогда приходится заниматься мифотворчеством. Что-то подобное происходит и с уличным искусством: человек, не знакомый с предметом близко, склонен считать, что люди, которые заняты таким бессмысленным, в общем-то, делом, как рисование на стенах, живут какой-то особенной, непонятной извне жизнью. Многие просят рассказать побольше случаев и анекдотов из жизни художников, очевидно полагая, что это какой-то совершенно другой мир, где даже стрелки на часах двигаются в другую сторону. Для меня же наиболее интересное в уличном искусстве – это сами художники и их работы, а не истории о том, как кого-то забрали в отделение за несанкционированную реализацию желания оживить свой город.
Я давно хотел рассказать про Федю Стопа, работы которого на улицах видели многие внимательные нижегородцы. Те из нас, кому удается часто бывать в его присутствии, то и дело застают себя врасплох, как только туман впечатления от общения рассеивается, оставляя нас с вопросом:так что же это такое сейчас вот только что было? Фирменный криптицизм Стопа напоминает джойсовскую прозу, которую почти невозможно изучать ради поиска смысла, но зато весьма приятно читать просто из любви к искусству. Не то чтобы в его речи и творчестве был избыток метафор и намеков на фоне продолженной недосказанности, нет. Просто обычное для него высказывание только из этих метафор и состоит, а заботу о выстраивании связей он перекладывает на зрителя. Очень удобно, если ты – уличный художник.
В детстве Стоп «бомбил на раёне» граффити, но уже тогда ему хотелось не просто копировать то, что делают другие, а искать выход за рамки обычных шрифтов. Интересно, что такая потребность стала появляться у многих граффитчиков в Нижнем Новгороде к 2009 году. Счастливое стечение обстоятельств и персоналий положило начало яркому феномену коллективного уличного искусства, уникальному нижегородскому явлению, для которого характерно, что в совместных работах художники раскрываются существенно многомернее, чем в сольных проектах. Одно из важных и знаковых произведений того периода – возможно, первая попытка нескольких авторов создать действительно цельную работу вместо обычной для граффити- джемов «стенки кусков» – до сих пор сохранилось во дворе дома на углу Трудовой и Большой Печерской. Рисовать вместе всегда сложно, особенно если это новый человек в уже сложившейся компании, но, к счастью, дуэт Nomerz + Chair (известный как Small Art Company) решился тогда на отважный шаг и пригласил Стопа поработать вместе.
Стоп показался ребятам способным к совместной деятельности, и они решили продолжить творческое общение с ним. В процессе работы над выставкой Crosspoint (2010) выяснилось, что богатство внутреннего мира он сочетает с добросовестным отношением к работе, а творчество воспринимает как одну большую игру с единственным правилом – можно все, что можно себе позволить. Например, как только Стоп и Скар решили, что без шрифтов в бабл стиле выставка Crosspoint будет «ваще ниачом», то за два часа до открытия они притащили в коридор огромные панели с троуапами. И сразу стало понятно, что и в самом деле этого сильно не хватало.
Легальная деятельность
2010 Выставка Crosspoint.
2010 Открытие «Галереи Прогресса» в г. Киров (участие в создание стены).
2011 Проект «Стена» (г. Москва, «Винзавод»).
2011 Выставка Subway. 2012 Участие в оформлении детского сада № 117 (г. Нижний Новгород).
Где посмотреть в сети Flickr: http://flickr.com/photos/stop1er
Текст: Василий Рагозин
источник
Первая статья: Зачем городу нужны уличные художники?